Знаю, что многие от работы с психологом ждут абсолютно разное и вообще ходит очень много мифов о том, что должен делать психолог, а что нет. Кто-то ожидает, что психолог расскажет, как правильно жить, а кто-то после неудачного опыта обращения разочаровался во всех психологах разом.
Поэтому давайте сегодня разберемся – «Что должен делать психолог, а что нет».
Какие факторы свидетельствуют о том, что перед вами профессионал, а когда стоит задуматься о том чтобы поменять консультанта.
Чек-лист
Психолог должен:
- сохранять конфиденциальность информации. Все о чем клиент рассказывает на сессии, остается на сессии и психолог никуда это не выносит и ни с кем не обсуждает. Психолог может поделиться случаем из практики с разрешения клиента, меняя некоторые данные, такие как имя, возраст, пол и т.д.
- уважать клиента и общаться «на равных». Психолог помогает клиенту понять что мешает ему жить той жизнью, которой он хочет, а не говорит с позиции учителя свое мнение и инструкцию как правильно поступить.
- придерживаться интересов клиента. Психолог работает исходя из запроса клиента, берет в работу актуальную тему и со своей стороны заинтересован решить запрос.
- уметь слушать и слышать своего клиента. Это целое искусство прислушиваться к словам и телу клиента, не навязывая своего мнения.
- принимать эмоции клиента. На сессиях клиенту можно смеяться, плакать, материться и как душе будет угодно проявлять свои эмоции и чувства.
- знать свою компетенцию. Психолог берет в работу того клиента, которому может помочь, а «не своего» клиента направляет к тому специалисту, который будет эффективен в его случае, с его состоянием (например, клиента с высокой и затяжной депрессией психолог отправит к психотерапевту).
- в своей работе пользоваться услугой супервизора (особенно первые 5 лет работы). Супервизор это более опытный психолог, который помогает разобраться с клиентским случаем.
- разделять ответственность за результат с клиентом пополам. Со своей стороны психолог ведет по техникам, дает эффективное домашнее задание, за счет чего работа продолжается и после сессии, а ответственность клиента будет заключаться в выполнении этих заданий и изменении своего поведения в жизни. В таком случае результат не заставит себя долго ждать.
Психолог не должен:
- давать советы и инструкции «как правильно жить». Как будет правильно для клиента, знаете только клиент, психолог лишь помогает в этом разобраться.
- общаться с клиентом на непонятном ему языке. Книги с заумными терминами клиент и сам может почитать, а к психологу обращается, чтобы получить помощь и понимание в своем вопросе.
- переносить на клиента свою боль. Психолог тоже ходит к своему психологу, чтобы проработать свою боль и не «лечить» себя за счет клиента.
- работать с клиентом, если его ценностии ценности клиента не совпадают (и вызывают эмоциональную реакцию у психолога). Сложно себе представить эффективную и экологичную работу, когда психолог осуждающе оценивает клиента.
- преследовать корыстные цели в работе с клиентом. У психолога не должно быть желания как можно дольше решать запрос клиента, чтобы он длительное время ходил в терапию.
- рассказывать на сессиях с клиентом про свои проблемы. На сессии клиент приходит за решением своих вопросов, а не выслушивать проблемы психолога.
- оскорблять и оценивать клиента. Психолог на сессиях не дает личностных оценок поступков клиента и уважительно относится к нему.
- иметь близкие и сексуальные отношенияс клиентом. В таком случае будет просто невозможным выстроить нейтральный терапевтический контакт, что необходим для работы.
- выходить на связь в халате с сигаретой и бокалом вина просто потому что ему сегодня так захотелось)))