Стыд — это сложное и многогранное эмоциональное состояние, которое играет важную роль в социальной жизни человека. Он может возникать в ответ на внутренние или внешние стимулы и в значительной степени зависит от культурных, социальных и личных факторов. В данной статье мы рассмотрим, как формируется стыд, а также его основные виды.
Стыд можно классифицировать на несколько видов в зависимости от контекста и причин его возникновения.
Социальный стыд (его ещё называют «здоровым») — когда стыдно за поведение или поступки, которые отличаются от норм, принятых в обществе. Такой стыд связан с культурными нормами и традициями. Это некий конфликт между индивидуальными и общественными ожиданиями. Этот вид стыда помогает нам сформировать свои убеждения и ценности и является прекрасным регулятором поведения.
Испанский стыд — когда стыдно за другого человека. И при этом не всегда другой нарушает социальные нормы или правила. Чаще всего человек может делать что-то такое, что мы себе не разрешаем, например танцевать и петь в людном месте, задавать неудобные вопросы, носить привлекающую внимание одежду или причёску.
Экзистенциальный стыд. Этот вид стыда связан с глубинными философскими вопросами о смысле жизни и месте человека в мире. Экзистенциальный стыд может возникать в результате осознания собственных недостатков или ограниченности, и он способен привести к внутренним кризисам. В таком состоянии человек может ощущать себя ничтожным, недостойным жить. Такой стыд касается жизни в целом и может приводить к суицидальным мыслям.
Токсичный стыд мешает провялятся и жить по своим желаниям. Это стыд за себя и свои проявления. Он ограничивает в отношениях с людьми, не даёт действовать, реализовываться, строить отношения.
Стыд формируется в детстве и всегда имеет свидетеля. Таким свидетелем для нас становятся родители или другие значимые взрослые, которым бывает стыдно за то, как ведёт себя или выглядит ребёнок. И, критикуя, стыдят и пугают его отвержением или осуждением.
С раннего возраста дети обучаются распознавать социальные нормы через взаимодействие с родителями и окружающими. Если в семье часто акцентируется внимание на «правильном» и «неправильном» поведении, у ребёнка может развиться повышенное чувство стыда за свои ошибки.
Приведу вам пример: в аэропорту в ожидании посадки наблюдала то, как маленькая девочка (чуть больше года) очень устала. Она по очереди подходила то к одному родителю, то к другому, то к коляске, которая была занята вещами, и тихонько хныкала. И с каждой минутой делала это всё громче. Мама начинает её стыдить и сравнивать: «Фу, какая ты плакса. Посмотри: другие дети не плачут, а ты какая рёва», «На тебя все смотрят и думают: какая некрасивая девочка». Она говорила всё осуждающим и брезгливым тоном. И в этом случае стыд будет навязанным. Ребёнок не сделал ничего такого, за что ему могло быть стыдно, но было стыдно маме, что только её ребёнок плачет. И она, не справляясь с этим чувством, «щедро вознаградила» им дочь.
Так постепенно формируется и навязывается стыд за себя и свои желания (потребности).
Таких ситуаций в детстве очень много, и с каждой крепнет чувство стыда за себя и своё эмоциональное или творческое проявление.
Самая сложная, сильная и неприятная для проживания эмоция — это стыд. И, наверное, ни одну другую эмоцию мы так не прячем от себя, как эту. В моей практике клиенты по-разному описывали стыд: как страх и обиду, как брезгливость и вину. И каждый из них прав.
В стыде много обиды. Очень обидно, когда не слышат или не понимают, не принимают. Есть и подавленная, непроявленная агрессия от нереализованных желаний или потребностей. Есть в стыде и чувство вины, чаще навязанное (обвиняют в каком-то действии или проявлении). А ещё чувство ничтожности и брезгливости к себе и своему телу. Какими нас воспринимали в детстве — такими мы для себя и вырастаем.
И не раз испытав такое чувство, наша психика находит способы защиты от него. Мы перестаём его замечать, игнорируем, не осознаём. И только тело выдаёт физические реакции на стыд в виде жара, покраснения и пр.
Тело очень ярко чувствует стыд. Поэтому хочу поделиться техникой проживания стыда, которую рекомендую своим клиентам.
Можно просто представить, как вы встаёте под водопад чистой приятной воды и под струями смываете все физические ощущения стыда. Можете представить его в виде какого-то образа и смыть.
Не торопитесь. Выделите столько времени, сколько вам нужно будет для того, чтобы почувствовать тело приятно чистым и лёгким.
Понимание природы стыда и факторов, способствующих его формированию, может помочь в работе над собой и отношениями с окружающими. Осознание различных видов стыда позволяет лучше разобраться в своих чувствах и эмоциях, а также способствует развитию эмпатии и понимания других людей.
Работая со стыдом и отпуская его, мы отпускаем ограничения и получаем свободу выбора в своих проявлениях.
Стыд можно классифицировать на несколько видов в зависимости от контекста и причин его возникновения.
Социальный стыд (его ещё называют «здоровым») — когда стыдно за поведение или поступки, которые отличаются от норм, принятых в обществе. Такой стыд связан с культурными нормами и традициями. Это некий конфликт между индивидуальными и общественными ожиданиями. Этот вид стыда помогает нам сформировать свои убеждения и ценности и является прекрасным регулятором поведения.
Испанский стыд — когда стыдно за другого человека. И при этом не всегда другой нарушает социальные нормы или правила. Чаще всего человек может делать что-то такое, что мы себе не разрешаем, например танцевать и петь в людном месте, задавать неудобные вопросы, носить привлекающую внимание одежду или причёску.
Экзистенциальный стыд. Этот вид стыда связан с глубинными философскими вопросами о смысле жизни и месте человека в мире. Экзистенциальный стыд может возникать в результате осознания собственных недостатков или ограниченности, и он способен привести к внутренним кризисам. В таком состоянии человек может ощущать себя ничтожным, недостойным жить. Такой стыд касается жизни в целом и может приводить к суицидальным мыслям.
Токсичный стыд мешает провялятся и жить по своим желаниям. Это стыд за себя и свои проявления. Он ограничивает в отношениях с людьми, не даёт действовать, реализовываться, строить отношения.
Стыд формируется в детстве и всегда имеет свидетеля. Таким свидетелем для нас становятся родители или другие значимые взрослые, которым бывает стыдно за то, как ведёт себя или выглядит ребёнок. И, критикуя, стыдят и пугают его отвержением или осуждением.
С раннего возраста дети обучаются распознавать социальные нормы через взаимодействие с родителями и окружающими. Если в семье часто акцентируется внимание на «правильном» и «неправильном» поведении, у ребёнка может развиться повышенное чувство стыда за свои ошибки.
Приведу вам пример: в аэропорту в ожидании посадки наблюдала то, как маленькая девочка (чуть больше года) очень устала. Она по очереди подходила то к одному родителю, то к другому, то к коляске, которая была занята вещами, и тихонько хныкала. И с каждой минутой делала это всё громче. Мама начинает её стыдить и сравнивать: «Фу, какая ты плакса. Посмотри: другие дети не плачут, а ты какая рёва», «На тебя все смотрят и думают: какая некрасивая девочка». Она говорила всё осуждающим и брезгливым тоном. И в этом случае стыд будет навязанным. Ребёнок не сделал ничего такого, за что ему могло быть стыдно, но было стыдно маме, что только её ребёнок плачет. И она, не справляясь с этим чувством, «щедро вознаградила» им дочь.
Так постепенно формируется и навязывается стыд за себя и свои желания (потребности).
Таких ситуаций в детстве очень много, и с каждой крепнет чувство стыда за себя и своё эмоциональное или творческое проявление.
Самая сложная, сильная и неприятная для проживания эмоция — это стыд. И, наверное, ни одну другую эмоцию мы так не прячем от себя, как эту. В моей практике клиенты по-разному описывали стыд: как страх и обиду, как брезгливость и вину. И каждый из них прав.
В стыде много обиды. Очень обидно, когда не слышат или не понимают, не принимают. Есть и подавленная, непроявленная агрессия от нереализованных желаний или потребностей. Есть в стыде и чувство вины, чаще навязанное (обвиняют в каком-то действии или проявлении). А ещё чувство ничтожности и брезгливости к себе и своему телу. Какими нас воспринимали в детстве — такими мы для себя и вырастаем.
И не раз испытав такое чувство, наша психика находит способы защиты от него. Мы перестаём его замечать, игнорируем, не осознаём. И только тело выдаёт физические реакции на стыд в виде жара, покраснения и пр.
Тело очень ярко чувствует стыд. Поэтому хочу поделиться техникой проживания стыда, которую рекомендую своим клиентам.
Можно просто представить, как вы встаёте под водопад чистой приятной воды и под струями смываете все физические ощущения стыда. Можете представить его в виде какого-то образа и смыть.
Не торопитесь. Выделите столько времени, сколько вам нужно будет для того, чтобы почувствовать тело приятно чистым и лёгким.
Понимание природы стыда и факторов, способствующих его формированию, может помочь в работе над собой и отношениями с окружающими. Осознание различных видов стыда позволяет лучше разобраться в своих чувствах и эмоциях, а также способствует развитию эмпатии и понимания других людей.
Работая со стыдом и отпуская его, мы отпускаем ограничения и получаем свободу выбора в своих проявлениях.