Прежде чем мы начнем разговор про безопасность, мне хочется вам сказать: Вы лучший родитель для своего ребенка!
И конечно, каждого родителя тревожит вопрос безопасности , как говорить , когда говорить и о чем. Чаще всего из за тревоги и многочисленных страхов родители допускают следующие ошибки:
Говорят о безопасности запугивая ребёнка. Но таким образом ребёнок всех кто встречается на его пути, считает преступниками и опасными, и начинает паниковать. А в панике обычно ребёнок замирает и забывает даже элементарные правила.
Говорят о том , что «нельзя» делать, а вот что можно делать , не говорят и правил не выдают. Ребёнок не понимая и не зная правила действовать не может. Это вам кажется все так просто, а ребёнок пока не понимает элементарных вещей .
Родители говорят , что с незнакомцами общаться нельзя. Но сами при этом общаются, например, встречаясь с подругой , которую ребёнок не знает , иногда просят поздороваться ребёнка, да еще и поговорить. Также родители оставляют детей в игровой комнате с незнакомым человеком, тем самым вводят двойные стандарты для ребёнка. Поэтому сказать просто « с незнакомыми общаться нельзя» недостаточно!
О безопасности с ребенком можно поговорить через « Круг близости» или , « Круги отношений»
1. Фиолетовый круг это сам ребёнок.
Говорим про тело и его границы, с 3-х лет. Вводим правило трусиков и объясняем его ребёнку, чтобы ребёнок осознал его и понял, недостаточно рассказать о правиле 1 раз, это правило должно звучать постоянно в вашей семьей.
Правило трусиков:
1.интимные части тела принадлежат только тебе. Учите ребенка: части тела под нижним бельём можно позволять смотреть и трогать ТОЛЬКО родителям и врачу в исключительных случаях (гигиенические процедуры до определённого возраста, врачебный приём). ⠀ 2. помни, что ТОЛЬКО ТЫ можешь распоряжаться своим телом и никто другой не имеет право что-либо делать с ним. ⠀ 3.нет» означает запрет. Ребенок имеет право отказать в объятиях любому самому близкому родственнику (например, бабушке). Нельзя ломать его представления о своих границах, принуждая к тесным телесным контактам против воли ребёнка. Так создаётся возможность агрессивного вмешательства в его личное пространство. ⠀ 4. поделись секретами, которые тебя тяготят. Следует объяснить малышу, что секреты бывают хорошие и плохие (когда взрослый человек совершил неприятные действия и назвал их «нашим маленьким секретом»). О плохих секретах надо всегда рассказывать близким. ⠀ 5.расскажи правду, и тебе помогут. Ребёнок должен быть уверен, что близкие люди не станут наказывать за плохие секреты. Заранее надо обсудить с малышом, кому можно доверить секреты ― воспитательнице, учительнице. Взрослые должны гарантировать, что рекомендуемые ими люди окажут помощь.
2. Синий круг это семья , говорим про семейные правила с 3-х лет. Ребёнку важно рассказать кто входит в близкий круг людей, это не все родственники и не вся родословная. И обозначит все семейные правила, например: ⁃ Когда тебе больно, плохо, ты всегда можешь рассказать маме и папе, и мы всегда тебе поможем и примем тебя с любой информацией. ⁃ Если тебе предлагает какой то взрослый конфету, игрушку и так далее, то важно спросить у мамы и папы разрешение и сказать об этом; ⁃ Мама и папа всегда должны знать где ты находишься( дополняем правило в зависимости от возраста) В каждой семье будут свои правила безопасности, и список может быть гораздо больше.
3. Зеленый круг это друзья, говорим с 4-5 лет. Именно в этом возрасте у детей появляемся первые друзья , поговорите с ребенком о понятие « Друг» и « Дружба». Дружба это взаимное общение , когда каждому из вас хорошо. Расскажите ребёнку, о том что можно рассказывать друзьям, а что не стоит; что друзьям можно говорить « нет» отказывать если предложение друга тебя не устраивает и не нравится; если ребёнку кажется что действие друга будет опасным, то лучше рассказать родителям; что друзей можно приглашать в гости, но только с разрешения родителей.
4. Желтый круг это знакомые, говорим с 6-7 лет. До этого возраста у ребёнка все знакомые это друзья, и поэтому им очень сложно понять почему « друг» перестал дружить.
Знакомые это не семья, не близкий круг общения, не друзья , но мама или папа их знают и косвенно ты тоже. Но с знакомыми мы не обнимаемся, не целуемся. Даже если к тебе подошел наш знакомый и предложил тебе куда то пойти, то нельзя. Все знакомые могут тебя увести только с нашего разрешения. Ни один наш знакомый не обратиться к тебе за помощью.
Запомните, что сексуальные домогательства и насилия совершаются как правило знакомыми лицами для ребёнка.
Ребёнок должен понимать и различать семью, друзей , знакомых и незнакомцев. Для знакомых и незнакомцев действуют очень похожие правила.
5. Оранжевый круг это профессиональная помощь, можно говорить с детьми с 3-х лет. Например , врачи это профессионалы и они помогают решать проблемы со здоровьем . И чаще всего они могут делать болезненные и неприятные вещи для ребёнка, ему это может не нравится, доставлять дискомфорт, но это во благо. Такие действия допустимы только в отношение врачей, даже семья и близкие люди не должны так нарушать границы.
6. Красный круг это незнакомцы, говорим с 3-х лет. У детей до 7 лет очень сильный авторитет взрослых, и они вообще не могут критически мыслить и оценивать поведение взрослого. Поэтому правило должно быть строгое и четкое: всех того ты не знаешь, это незнакомцы. С ними общаться вообще нельзя, чтобы они не говорили.
При этом не хочется запугать ребёнка, и можно дополнить: большинство незнакомых людей хорошие и добрые, и не делают никому ничего плохого. Но общаться все равно нельзя и нужно сразу бежать к маме и папе.
И немного о важных правилах безопасности для всех возрастов: 1. Общение с незнакомцами может быть только при родителях 2. У родителя важно спрашивать разрешение на общение с знакомыми и не знакомыми, на угощение, на возможность куда то уйти ( с площадки , выйти с магазина и т.д) 3. В новом месте всегда обозначайте территорию , где можно находится, куда можно уходить 4. Прежде чем передать ребёнка в руки аниматору, познакомьтесь с ним и переведите его из круга незнакомцев в знакомые. 5. Научите ребёнка громко кричать и звать не помощь 6. Определите вместе с ребенком о чем про себя можно говорить, а о чем нельзя по кругу близости 7. Вместе с ребенком выучите адрес и номер дома, и расскажите в каких обстоятельствах и кому можно эту информацию говорить 8. Скажите ребёнку, что никогда взрослый не будет просить помощи у ребенка, а если просит то нужно бежать или звать родителей на помощь!