Новостной поток

Что делать с детской агрессией?

Статьи
Насколько вы позволяете себе злиться? А своему ребёнку?

Сложно научить и разрешить ребёнку проживать агрессию, когда у самого с этим проблемы. Не так ли?

Поэтому первое, с чего важно начать каждому родителю – это осознать, что злиться можно не только ребёнку, но и вам!

Что же такое агрессия и для чего она нужна?

Злость и агрессия – это базовые эмоции человека, которые нужны для выживания, защиты. Они являются источником достижения желаемого и активного проявления в социуме. В агрессии находится невероятный поток энергии, который человек может использовать на благо себе.

Согласитесь, что не так уж и плоха эта агрессия, как многим транслировали в детстве. И одна из важных задач родителя – научить ребёнка распознать эту эмоцию, уметь с ней справиться и выразить в социально приемлемой форме без вреда для себя и окружающих.

Итак, почему же у вашего маленького ангелочка, который каждую ночь мило посапывает в своей кроватке, проявляется злость? И главный вопрос: что с этим делать?

1.Отделение от родителя и знакомство с собственным «я»

Первый и очень яркий этап такого отделения – это кризис трёх лет. У кого-то этот этап может начинаться и с 2,5 – 3,5 лет. Это нормально. На этом этапе у ребёнка начинает формироваться понимание собственного «я», своих желаний и осознание того, что «я отдельный от родителя (чаще мамы) человек».

И если раньше с ребёнком было проще договориться, отвлечь, переключить его внимание, то этот период родители характеризуют как: «У меня ребёнок сломался/испортился», «Верните мне моего ангелочка!», «Что я делаю не так, раз это происходит?».

И сейчас можно выдохнуть, а точнее, начать принимать то, что с вашим ребёнком всё в порядке, этот этап естественен и необходим для его отделения от родителя.

Но что делать маме и папе, когда ребёнок начинает меняться?

  1. Когда ребёнок проявляет злость (кричит, бьёт, падает на пол и заливается в истерике), ничего ему не говорите. В этот момент ребёнок вас совершенно не слышит, и говорить с ним бесполезно. Даём себе тайм-аут, а ребёнку – возможность выплеснуть эти эмоции.
  2. Когда ребёнок успокоился и прожил эту бурю эмоций, важно объяснить ему, что это вообще было. То есть рассказать, что сейчас он злился, что это эмоция, которая возникает у каждого человека, и она нормальна. Плюс можно рассказать, как эта эмоция может проявляться (хочется кричать, бить, кидать, кусать и т.п.). Тем самым вы показываете ребёнку, что принимаете его с проявлением этих эмоций и что с ним всё ок.
  3. Дальше нужно провести причинно-следственную связь. Взрослому важно объяснить ребёнку цепочку, из-за чего эта злость возникла.
  4. И заключительный этап взаимодействия – это рассказать, что он может делать в следующий раз, когда злость снова возникнет. Например: бить подушку, устроить бои на подушках, покричать в подушку, проговорить всё, за что злишься, нарисовать свою злость, топать ногами и так далее. Выбираете с ребёнком тот вариант, который ему нравится больше. Можно использовать разные способы. Но определить с ним 2-3 способа, которые ему больше нравятся, чтобы ребёнок не растерялся в нужный для него момент.

Если ваш ребёнок старше трёх лет, но он не умеет экологично проживать агрессию, то можно действовать по этому же алгоритму.



2. Отсутствие границ

Границы – это те правила, которые устанавливает родитель для безопасности ребёнка (и спокойствия родителя).

И один из важных моментов в теме границ: они обязательно должны быть, но их не должно быть слишком много (количество правил зависит от возраста ребёнка).

Чем чревато отсутствие границ:

_ У ребёнка формируется неадекватное восприятие своей личности. В простонародье это называют «пуп земли». И активнее проявляя себя в социуме, у него возникает конфликт, что не все его воспринимают так, как он привык, и не «пляшут» вокруг него.

_ Появляются сложности в коммуникации со сверстниками, потому что он не привык, что у других детей тоже есть свои желания и границы.

_ Когда ребёнок «главный» в семье, он не может напитаться базовым чувством безопасности и уверенности, на которых строится доверие к миру. Поэтому управление и здоровое главенство должны быть за родителем.

_ Возникают сложности в школе, так как не хватает воли для того, чтобы придерживаться тех правил, с которыми он сталкивается в процессе обучения.


Последствия слишком жёстких границ

_ Ребёнок вырастает очень забитым и стеснительным.

_ Всегда покладистый и не умеет отказывать другим людям. Интересы и желания других всегда важнее. Соответственно, уже взрослый человек не может взять то, что хотел бы получить (не может проявить агрессию для достижения своих целей).

_ Страх и неуверенность в проявлении себя.


*Если в вашей семье много запретов в отношении ребёнка, попробуйте сначала себе объяснить, почему на его просьбу вы отвечаете «нет». И если сложно найти ответ, проанализируйте, действительно ли это стоит запретить или при каких условиях (читаем: правилах безопасности) я могу это позволить. Если в жизни ребёнка слишком много необоснованных запретов, у него формируется убеждение, что его желания неважны. И, вырастая, человек не понимает, чего он хочет.

Границы должны ставиться мягко, но уверенно и чётко. В спокойном состоянии родителя. А чтобы ребёнку было спокойно и понятно, для чего нужна та или иная граница, на его вопрос «Почему?» важно отвечать не «Потому что я так сказала/решила», а объяснить, почему именно так вы решили. И акцентировать внимание на том, что вы его любите и заботитесь о нём.



3. Нет режима дня

Для ребёнка режим – это показатель стабильности, а соответственно, и спокойствие в его жизни, ощущение безопасности и уверенности в том, что дальше будет происходить. Если ваш ребёнок без причины начинает проявлять агрессию, подумайте, не может ли это быть проявлением усталости?

И в такой момент задача родителя – не проявлять агрессию в ответ, а устранить причину появившейся агрессии.



4. Не хватает внимания и времени с родителем

Для ребёнка совершенно неважно, в каком посыле он получает внимание от родителя. Будет это через совместные игры, беседы или через крик мамы за то, что он нарисовал на обоях, прилепил «лизуна» к ковру или разбил очередную чашку. Единственный посыл, который ребёнок принимает в этих ситуациях – это: «Мама обратила на меня внимание, а значит я для неё важен/она меня любит».

В психологии это понятие называется поглаживание, и оно может быть как положительным, так и отрицательным.

Задача родителя – обеспечить ребёнка достаточным количеством положительных поглаживаний: игры, беседа, похвала, поддержка, объятия. Отрицательные поглаживания тоже нужны и важны в качестве конструктивной критики. То есть, если ребёнок что-то испортил, не то сказал, сломал, разбил или собирается это сделать, важно проговорить, почему именно так делать нельзя. При разговоре не касаемся его личности (например: «Ты что, глупый, раз это не понимаешь?», «У тебя руки дырявые/руки как крюки», «Нельзя быть таким глупым/тупым» и т.п.). И учим ребёнка устранить последствие своего поведения, при необходимости помогаем.

Что же касается качественного времени, то ребёнку достаточно 15-25 минут ежедневного времяпрепровождения с родителем.

Качественно – это значит:

  1. Делать то, что выбирает именно ребёнок.
  2. Не отвлекаться на посторонние дела (телефон, уборка, приготовление еды и т.п.).
  3. Быть заинтересованным во взаимодействии, не летать в облаках.
  4. Если детей двое и более, то в идеале качественное время должно быть с каждым по отдельности.
  5. Подключать к качественному времени второго родителя (чаще это папа). То есть чтобы качественное время было не только у мамы с ребёнком, но и у папы с ребёнком. И семейное время, когда вся семья проводит время вместе.
  6. Если ребёнок уже более старшего возраста и ему неинтересны игры, то это может быть беседа на важные для него темы. Но без критики и осуждения, а с поддержкой и поиском решения проблемы, которая его волнует. Важно обозначить ребёнку, что вы на его стороне и готовы помочь, когда ему это нужно.



5. Напряжение в теле из-за страха

Ещё одна из причин агрессии ребёнка – это страх. Агрессия является выходом того напряжения, которое накапливается у ребёнка из-за имеющегося страха.

И здесь задача родителя как раз понять, что вызывает это самое напряжение, дать ребёнку поддержку и устранить причину появившегося страха.

Если с этим возникают сложности, непонятно, что за страх, как его решить, то рекомендую обратиться к детскому психологу. Психика детей очень гибкая, и момент корректировки не заставит себя долго ждать, но даст опору вашему ребёнку в преодолении этого страха.



6. Пример агрессии в семье

И крайняя причина агрессии у детей, на которой я сегодня хотела остановиться – это проявление агрессии в семье. Причём неважно, проявляется она по отношению к самому ребёнку или к другим членам семьи.

Дети часто копируют родителей. И если без видимых причин ребёнок начинает вести себя агрессивно, обратите внимание, как ведут себя взрослые по отношению к нему, друг к другу, к окружающим. И корректировать поведение в такие моменты – большая ответственность родителей.

Если вам сложно «выдерживать» ребёнка, его поведение вас раздражает, выводит из себя, он «всё делает назло», то ваша задача как родителя в первую очередь разобраться со своими чувствами. Почему его поведение вызывает это чувство? И как я писала вначале: как можно научить ребёнка экологично проживать агрессию, когда вы сами этого не умеете? В этом случае тоже можно обратиться уже к взрослому психологу, чтобы разобраться со своими чувствами.

И как итог, хочу сказать, что задача родителя – научить ребёнка жить без него! А агрессия очень нужна и важна в жизни каждого человека. Поэтому учим ребёнка использовать её во благо для себя и без вреда для окружающих.

В добрый путь, друзья! С заботой о вас и ваших детях.

Связаться со специалистом
Made on
Tilda